«Зачем человеку каникулы?» или роль загородного центра в развитии ребенка
Детский оздоровительно-образовательный центр. Для многих из нас он ассоциируется, прежде всего, с отдыхом и оздоровлением детей. И это действительно так. Режим, оздоровительные процедуры, физическая нагрузка, сбалансированное питание, развлекательные мероприятия – все это позволяет детям восстановить силы, укрепить здоровье, с пользой провести время.
Кроме того, оздоровительно-образовательный центр является двигателем социального, психологического, личностного развития ребенка. Именно здесь дети получают огромный опыт социального взаимодействия, который определяет успешность ребенка в обществе, развивает в нем самостоятельность, умение выстраивать эффективное взаимодействие.
В условиях загородного центра в ребенке закладывается все необходимое ему для того, чтобы стать успешным: организованность, легкость в установлении контактов, умение занять свое место в коллективе, узнавать свои сильные стороны и опираться на них. Здесь ребенок научается самостоятельности, поскольку он оказывается в новой среде, без опеки родных и близких, которые расскажут и подскажут ему, что и как следует сделать.
Итак, что приобретает ребенок?
Самостоятельность, умение планировать свою деятельность:
-сам определяет последовательность своих действий (дома ребенку часто предлагают последовательность действий, а иногда что-нибудь делают за него – убирают постель, складывают вещи, определяют, во что одеться и пр.);
-сам организует свой быт (решает, что и куда положить, как это сделать так, чтобы было красиво, аккуратно и удобно);
-сам принимает решение об участии в том или ином мероприятии, посещении развивающих центров, спортивных секций;
-принимает ответственность за свои действия, поступки, слова перед другими людьми, понимая роль своего поведения.
Ребенок обучается эффективной коммуникации:
-в условиях интенсивного взаимодействия с разными людьми он учится понимать другого, учитывать его интересы, находить компромиссы, решать возникающие противоречия;
-при помощи старших учится решать конфликты, которые неизбежны в период «притирки»;
-при насыщенном общении со старшими (вожатыми, педагогами, администрацией) учится доверять взрослому, делиться с ним проблемами, перенимает, пробует некоторые новые для него модели поведения (манеру разговаривать, выражать мысли, общаться и др.);
-в процессе участия в развивающих мероприятиях, нацеленных на развитие лидерского потенциала детей, обучается принципам командной работы, развивая при этом свои организаторские способности, умение представить свои взгляды, обосновать свою точку зрения.
В оздоровительно-образовательном центре созданы условия для развития самопознания детей.
Это достигается путем организации рефлексии (самоанализа) в конце каждого мероприятия и по окончании дня, в результате чего ребенок учится понимать самого себя, узнавать свои сильные и слабые стороны, а также принимать меры по самовоспитанию и саморазвитию. Процесс развития в этом случае становится осознанным и контролируемым самим ребенком.
Загородный центр способствует развитию способностей ребенка.
Здесь созданы условия для разностороннего развития ребенка. При этом он сам выбирает, какие развивающие центры и спортивные секции соответствуют его интересам. Кроме того, мероприятия разнообразной направленности (театральной, спортивной, танцевальной, изобразительной, интеллектуальной, психологической, комплексной) охватывают всех детей, так или иначе включая их в деятельность.
Самореализация ребенка
Самореализация ребенка – важная составляющая всех смен, в течение которых проводятся спартакиады, творческие конкурсы, организуются концерты, выставки детских работ, работает система соуправления. Все это создает условия для того, чтобы дети показали свои способности, могли их применить на практике, реализовать.
Развитие всех вышеперечисленных качеств приводит к повышению в ребенке уверенности в себе и в своих силах. Таким образом, отдых в оздоровительно-образовательном центре дает ребенку возможность самореализоваться, научиться чему-то новому, обрести друзей. Здесь ребенку открывается мир с новой, не виданной раньше, стороны. Ребенок видит и понимает, что на школе и на домашней обстановке мир не замыкается, он учится взаимодействовать с этим интересным миром, учится любить его. Поэтому доверяйте своему ребенку и со спокойной душой отправляйте его в загородный центр. Это прекрасная возможность детям проявить себя, а вам отдохнуть.