Едем отдыхать! или что нужно знать об адаптации
Итак, мы приняли решение отправить свое чадо в оздоровительно-образовательный центр: купили путевку, собрали вещи, пришли в назначенное время к месту сбора, познакомились с вожатыми, зарегистрировались, отдали документы, помахали рукой вслед уезжающему автобусу. И, хоть и волнительно, но вздыхаем. Вздыхаем с облегчением: ведь столько дел сделано, наконец-то ребенок отдохнет, получит хорошие эмоции, поправит свое здоровье. Можно расслабиться. Но вдруг телефонный звонок: «Мама, забери меня! Я хочу домой!». Ребенок плачет, просится домой, лагерь ему не нравится, не интересно, скучно. И что делать?..
Адаптация. Как часто мы слышим это слово. Но что же это такое?
Адаптация – реакция любого организма на новую или измененную среду. Она может быть ярко выраженной или более сглаженной. Это зависит от условий изменения среды (степень ее новизны, узнаваемости) и от наших с вами особенностей. Если при попадании в новую среду вы не замечаете в себе никаких изменений, чувствуете себя хорошо, ни на что не жалуетесь, то это совсем не означает, что адаптация не протекает.
Загородный центр представляет для ребенку новую среду, в которой предъявляются новые требования, правила поведения, новый режим дня, система отношений и, конечно, новый коллектив.
Адаптация начинается с момента прибытия ребенка в Центр и длится от двух дней до недели. Продолжительность и легкость адаптации зависит от различных факторов: психологических особенностей (характера, темперамента, самооценки), возраста, опыта пребывания в загородных лагерях или вдали от родителей.
-Психологи выделяют следующие основные факторы, оказывающие влияние на течение адаптации детей в загородных лагерях и центрах:
Уровень коммуникабельности ребенка:
-коммуникабельные дети адаптируются легче. Они быстро и первыми вступают в контакт, налаживают общение с вожатыми и детьми. Такие дети практически не скучают по дому, поскольку быстро вливаются в новую обстановку;
-застенчивые, замкнутые и домашние дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, они, как правило, избирательны в общении и в повседневной жизни ограничиваются одним-двумя друзьями, чем полностью удовлетворены. В то время, когда остальные интенсивно знакомятся, такие дети тоскуют по дому, поскольку очень привязаны к родителям, друзьям, им начинает казаться, что здесь очень скучно и неинтересно. Поэтому часто звонят и просят забрать их домой.
Предшествующий опыт оказывает также очень важную роль в процессе адаптации.
-если ребенок уже отдыхал в загородном центре, то и адаптируется к нему гораздо быстрее, знает чего ожидать и поэтому чувствует себя более уверенно;
-если ребенок впервые едет в оздоровительно-образовательный центр или имеет негативный опыт пребывания в нем, то адаптация может быть усложнена его ожиданиями;
-негативный опыт общения со сверстниками также влияет на адаптацию. Если ребенка в повседневной жизни обижали или он рос в агрессивной подростковой среде, то процесс его адаптации будет затягиваться, поскольку он будет находиться в состоянии напряжения, испытывая страх того, что на него могут «напасть».
Неуверенность в себе и своих силах.
Ребенок с заниженной самооценкой будет испытывать тревогу в новом коллективе при общении с детьми и взрослыми, ощущать потребность в похвале и поддержке.
Характер ребенка.
Каждый ребенок уникален. И это факт. Но, тем не менее, некоторые дети похожи друг на друга в большей степени, чем остальные: у них схожие увлечения, отношения к порядку, спорту, играм, они одинаково реагируют на стресс, радость, ссору, адаптацию. Дети с различными чертами характера могут иметь различные трудности в процессе адаптации. Поэтому при работе с детьми применяется индивидуальный подход, при котором характер ребенка берется во внимание. Если вы знаете особенности, трудности характера вашего ребенка, то будут лучше, если вы предупредите вожатого о них для того, чтобы с самых первых дней к нему был осуществлен правильный подход.
Частота контактов с родителями играет очень важную роль в процессе адаптации ребенка, особенно в первые три дня.
Многие педагоги и психологи настоятельно рекомендуют не созваниваться с ребенком в это время, поскольку на него выпадает самый острый адаптационный период, период «вливания» детей в новый коллектив. Ребята знакомятся друг с другом, вырабатывают систему взаимодействия, берут на себя ответственность за свое поведение. Частые телефонные звонки мешают этому, соблазняют ребенка убежать от трудностей. Иногда бывает и так, что ребенок не звонит родителям, зато они постоянно названивают ему. Звонят и не учитывают, что у ребенка каждая минута насыщена делами, мероприятиями, и их звонок «выдергивает» его из процесса, например, из тренинга на сплочение, игры на знакомство или просто отвлекает от непосредственного общения со сверстниками.
Психологическая готовность ребенка к жизни в загородном центре. Что же это значит?
-во-первых, готовность ребенка к самообслуживанию;
-во-вторых, наличие у него желания туда поехать;
-в-третьих, готовность ребенка находиться длительное время вдалеке от родителей.
Очень важным обстоятельством в адаптации детей является моральная готовность родителей, понимание ими целей и задач пребывания ребенка в загородном центре.
Отправляя ребенка на отдых, они сами должны быть к этому готовы: оценивать возможные риски, трудност, быть готовыми к тому, что ребенок будет находиться в новой среде без их опеки, поддержки, контроля. А это многим родителям дается с большим трудом.
Рассмотренные факторы влияют на адаптацию ребенка к условиям оздоровительно-образовательного центра, то затрудняя ее, то облегчая. Педагогический коллектив Центра выявляет детей с трудностями в адаптации, сопровождает их, но, все же очень важно, чтобы родители сразу сотрудничали с нами, делились проблемным полем ребенка, если оно есть. Тогда, совместными усилиями, мы обеспечим адаптацию вашего ребенка и внесем в его жизнь новый, интересный опыт.